Злодейка или спасительница?

Показать все
 
Злодейка или спасительница?
Одна из главных крымских премьер года - спектакль «Васса Железнова» режиссёра Академического русского драматического театра Юрия Фёдорова по пьесе Максима Горького. Исполнительница роли Вассы Железновой Людмила Фёдорова. Мы узнали у создателя новой версии известного произведения, что он думает о смысле пьесы и насколько она актуальна.

- Это одна из самых популярных пьес писателя. Её ставят не только в России, но и за рубежом, снимают фильмы. Решившийся на новую версию этой трагедии понимает: будут сравнивать и новую режиссёрскую версию, и актёрское воплощение образов. У вас нет такого опасения, Юрий Валентинович?

- В подобных случаях оно всегда есть. Но желание сказать своё слово пересиливает. Взвесив все «за» и «против», решил, что ставить надо: тема актуальна сейчас не меньше, чем когда пьеса была написана.

- Что находите в ней привлекательного и необходимого для современного зрителя?

- Она считается на сегодняшний день самой загадочной. Не разгаданной. До сих пор остаётся вопрос: почему автором были созданы два варианта? Первый выходит из-под пера Алексея Максимовича в 1910 году. С подзаголовком «Мать». В этом же году он получает за эту пьесу Грибоедовскую премию. Работа оценена. Все советские театры её ставят.
И вдруг через четверть века автор её перечёркивает и пишет новую «Вассу Железнову». Уже без подзаголовка «Мать». Переписывает сюжет, характер главной героини, систему взаимоотношений, многие смысловые моменты. Второй вариант закончен, кстати, в Крыму, в декабре 35-го года. И признаётся: «Ничего лучше в своей жизни не писал». Через четыре месяца писателя не стало.

- У вас есть объяснение этому феномену в литературе?

- За 25 лет Горький стал другим человеком. Пересмотрел свои взгляды на женщин, семью, уклад. И на противоборство классов, которое он так неоднозначно изобразил в первом варианте. Акцент тогда был сделан на том, что злобная купчиха терроризирует семью, которая целиком зависит от неё. К 1935 году писатель осознал, что принесла стране революция большевиков. И он переписывает систему взаимоотношений Вассы и её невестки Рашель, делая их откровенными идеологическими антиподами. И исследователи пишут, что после этого пьеса стала не просто бытовой, а мистической. Что вопросы в ней поднимаются на вселенский уровень бытия. В ней появились такие философские акценты, о которых Горький в 1910 году и не помышлял.

- Как думаете, почему во втором варианте пьесы автор отнимает жизнь у своей героини?

- Это тоже загадка. Васса уходит из жизни не болея, не жалуясь на здоровье. Неожиданно для всех. И это не бытовой ход. Возможно, её смерть - намёк на нежизнеспособность класса, к которому она принадлежит. Горький в своей пьесе пытается разгадать феномен русской бабы, на плечи которой свалилась непосильная ноша. Заложницы родового капитала. Миллионного. Развратные муж и брат, немощный сын ей не помощники. Обстановка в семье одну дочь сделала пьяницей, вторую - убогой. Внука пытается увезти за границу невестка - «строительница новой жизни».

- Нынче принято «осовременивать классику». У вас нет такой попытки?

- И в мыслях не было. Я не сторонник вольной трактовки. Как и попыток шокировать зрителя. Мы ставим пьесу о распаде семьи. Об ответственности старших за это. Семья первой подвержена девальвации. Мы живём в мире вывернутых наизнанку ценностей. Не впервые. Уже пытались выбросить на свалку истории старые ценности. Если мы не начнём культивировать свои ценности - христианские, православные, славянские, мы не сохранимся, девальвируем, как весь запад.

- Главный вопрос для каждого режиссёра - про что ставить? И у каждого свой на него ответ, даже если речь идёт о хорошо известном сюжете.

- Конечно, стоит он и передо мной, и перед артистами. Мне на обсуждении пьесы кто-то сказал: в этом доме царят взаимная ненависть и злоба. Мы будем про это ставить? Про ту жестокую женщину, отравившую мужа, не сумевшую воспитать достойных детей? Нет. Про это ставить спектакль нельзя.
И Горький изначально на стороне Вассы. Да, у неё свои есть слабости. Но столько, сколько она выдержала, под силу только значительной личности.

- Вы хотите, чтобы зрители сами решили, на чьей они стороне и задумались о взаимоотношениях?

- Это одна из задач искусства: ставить вопросы, давать толчок к размышлениям.

Людмила МИЛИНА.

Купить билет