Творческий путь заслуженной артистки УССР Елизаветы Сергеевой

В ЕЁ ГЕРОИНЬ ВЕРИЛИ БЕЗОГОВОРОЧНО…

Елизавета СергееваДаря свою книгу «Моя жизнь в искусстве» великой русской актрисе Марии Ермоловой, К. Станиславский написал на заглавном листе: «Гордости русского театра». Актрису, чей столетний юбилей отмечался в сентябре этого года, можно назвать гордостью крымского театра. Несравненная, неповторимая Елизавета Михайловна Сергеева — заслуженная артистка УССР, лауреат Государственной премии СССР.

Она принадлежала к тем редким актрисам, в которых соединялись пронзительная глубина, мощное интеллектуальное начало и аристократизм. Даже в так называемых зонах молчания публика не могла оторвать взор от Сергеевой, и становилось неважно, о чём говорят другие персонажи, важно было, как реагирует на сказанное она.

Елизавета Михайловна покоряла окружающих не только актёрским мастерством и высочайшим профессионализмом, но и потрясающими человеческими качествами. Своими благородством, мудростью она притягивала людей, при этом не допуская панибратства и фамильярности. Её искренне уважали коллеги и боготворили зрители.

Родилась Елизавета Сергеева 24 сентября 1917 года в Петрограде. Первые шаги в актёрской профессии сделала в Ленинградском театре драмы и комедии в конце тридцатых. Затем была работа в Краснодарском театре драмы, где молодая актриса исполняла значительные роли. Среди них Шура Азарова в «Давным-давно» А. Гладкова, королева в «Рюи Блаз» В. Гюго, Анна в «Варварах» М. Горького. Но коренную жительницу города на Неве тянуло в Ленинград. И она вернулась домой. Успешно работала в театре им. Ленинского комсомола, сыграв Юлию Тугину в «Последней жертве» А. Островского, Бетси в «Плодах просвещения» Л. Толстого… Главным режиссёром в то время был Георгий Товстоногов. В 1949 году он поставил спектакль «Из искры…» Ш. Дадиани о молодом Сталине: приближался юбилей вождя, и театры должны были откликнуться на событие. Из хвалебно-биографической пьесы, своего рода юбилейного «подношения», выдающийся режиссёр сумел сделать зрелищное историко-публицистическое полотно. Спектакль оценили высоко, удостоив постановочный коллектив Государственной премии СССР, среди лауреатов была и Елизавета Сергеева, исполнительница роли Цабу.

Вскоре она перешла в Государственный театр комедии, и вновь центральные роли — в произведениях Ж. Б. Мольера, А. Островского, Ф. Достоевского, Ги де Мопассана. В издательстве «Искусство» в 1956 году вышел сборник драматических произведений Р. Б. Шеридана, иллюстрированный фото лучших постановок английского классика на русской сцене, в том числе спектакля «Путешествие в Скарборо» с Е. Сергеевой в роли Аманды.

Амра («Осенью, когда зацвела яблоня»)Амра («Осенью, когда зацвела яблоня»)

Сценическая карьера Елизаветы Михайловны продвигалась блестяще, но ведь рядом с творческой есть и личная жизнь. А она порою вносит коррективы в актёрскую судьбу. В конце пятидесятых годов Е. Сергеева, став ведущей артисткой театра Северного флота в Мурманске, играла замечательный репертуар — Реневу в «Светит, да не греет» А. Островского, Ирину в «Потерянном сыне» А. Арбузова… Опять встречается с популярной в то время пьесой «Давным-давно», на сей раз исполняя роль Луизы Жермон. И вновь резкий поворот судьбы: Елизавета Михайловна была прекрасной матерью и, понимая, что частые простуды любимого младшего сына вызваны суровым северным климатом, принимает решение уехать в Крым.

Так в 1963 году в Крымском госдрамтеатре им. М. Горького появилась новая актриса. Дебютом Е. Сергеевой на симферопольских подмостках стала роль Клеопатры Мамаевой в комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Строгая красота Елизаветы Михайловны, её безупречные манеры очень подходили к ролям классического репертуара. Среди актёрских удач в первые годы работы в театре им. М. Горького — донья Мария в «Испанцах» М. Лермонтова, королева в шекспировском «Цимбелине», Елена в горьковских «Детях солнца». Поклонники театра со стажем восторженно вспоминают Сергееву в советских пьесах, особенно в спектаклях «Единственный свидетель» (академик Сабурова) и «Дело, которому ты служишь» (заведующая отделом кадров Горбанюк). В 1969 году режиссёр Михаил Владимиров поставил «Странную миссис Сэвидж» Дж. Патрика, доверив заглавную роль Сергеевой. В её исполнении Этель Сэвидж была умной и ироничной, отлично понимающей, в каком жестоком мире живёт.

Величавость, человеческая значимость актрисы замечательно сочетались с сильным сценическим темпераментом и психологической глубиной. Её госпожа Соколова в «Последних» М. Горького была аристократкой до кончиков ногтей. По-королевски величественная, сдержанная, она имела право судить Коломийцева и бросить ему в лицо: «У вас нет мужества сознаться в своей ошибке».

Совершенно иной была Мария Васильевна Войницкая в чеховском «Дяде Ване». Не впадая в шарж, Е. Сергеева вела свою героиню от апломба к прямой глупости. Она не была карикатурно-самовлюблённой и сентиментально-жалкой, в трактовке Сергеевой невозмутимая «маман» являла собой напыщенную серость. Как точно заметила писатель Елена Криштоф: «Сергеева… понимает, что Войницкая нужна не для смеха, а для крена в драму».

В знаковом для театра спектакле «Они были актёрами» Е. Сергеева играла Фёдорову, прототипом которой была подпольщица Зоя Павловна Яковлева. В роли было мало текста, но при этом Фёдорова участвовала во многих эпизодах. «Фёдорова — Сергеева кажется женщиной олимпийского спокойствия, — писал в рецензии на спектакль критик Ю. Смирнов. — Почти в каждом моменте своего пребывания на сцене она только вяжет и как бы совсем не принимает участия в происходящем. Но это спокойствие чисто внешнее. Именно через поведение Фёдоровой ощущаем мы остроту ситуации, её напряжённость».

Ярко, убедительно работала актриса в спектакле «Осенью, когда зацвела яблоня…». В типично советской пьесе Ярослава Верещака рассказывалось о дружбе двух матерей — абхазки и украинки. Родилась эта дружба ещё в годы Великой Отечественной, когда погибли их сыновья. Роль абхазской матери замечательно исполняла Сергеева. Её Амра была сдержанной, величественной и одновременно любящей, способной даже в горе «находить силы для жизни на благо людей». Убедительными были пластика роли, голос актрисы, зоны молчания.

В роли доньи Марии в спектакле «Испанцы» М. ЛермонтоваБез преувеличения можно сказать, каждый образ Елизаветы Сергеевой запоминался публике, в её героинь верили безоговорочно. В конце семидесятых годов репертуар театра пополнился трагикомедией венгерского драматурга Иштвана Эркеня «Кошки-мышки» в постановке главного режиссёра Кечкеметского театра Шандора Беке. Пьеса построена как диалог двух сестёр — Эржбет и Гизы, роль которой исполняла Сергеева. Перед актрисой стояла непростая задача: её героиня парализована и на протяжении всего действия не встаёт с кресла. Елизавете Михайловне удалось найти верный рисунок образа. Она психологически глубоко доносила трагедию одиночества матери, оказавшейся «пленницей в золотой клетке» у родного сына, без друзей, без родины…

Последней ролью Елизаветы Михайловны стала Полина Сергеевна в спектакле «Победительница» по пьесе Алексея Арбузова. В этой работе, как всегда, были аристократизм, благородная красота. Героиня Сергеевой всю себя посвятила любимому человеку и на закате жизни столкнулась с предательством. Елизавета Михайловна играла мудрую сильную личность, способную выстоять под ударами судьбы.

Как у всех больших актёров, театр был главной любовью Сергеевой. Это неудивительно, она была актрисой от Бога. Удивительно другое: познав все стороны театра и неизбежно лишившись иллюзий на его счёт, пронесла через всю жизнь эту любовь благоговейной и светлой.

В семьдесят лет Елизавета Михайловна приняла решение оставить сцену. Она была убеждена, что актёр не должен выходить на подмостки до последнего вздоха. Поклонники таланта прекрасной актрисы искренне печалились, что не видят её в новых ролях…

Елизавета Сергеева ушла из жизни в апреле 1993 года. Но в истории Крымского академического она осталась навсегда как одна из неповторимых актрис, работавших на его сцене.

Людмила КАСЬЯНЕНКО

Купить билет