Статья Людмилы Касьяненко «Магия таланта»

МАГИЯ ТАЛАНТА

В. Навроцкий. 

В. Навроцкий.

19 апреля отметил 65-летие любимец крымской публики — народный артист Украины, лауреат премий АРК Виктор Навроцкий. Трудно отыскать среди поклонников искусства Мельпомены человека, которому не было бы знакомо это имя. Это и неудивительно, ведь В. Навроцкий обладает особым магнетизмом, обаянием, проявляющимся не только на сцене, но и в жизни. Самобытный режиссер, поставивший ряд интересных спектаклей, среди которых «Смешные истории» по А. Чехову, «Яков Богомолов» М. Горького, «Забыть Герострата!» Г. Горина, для зрителей Навроцкий — прежде всего талантливый актер. Пусть простит меня Виктор Николаевич, но эта статья все же больше о Навроцком-актере.

 

Как неожиданно порой поворачиваются человеческие судьбы! В юности Виктор о профессии актера даже не думал. Как большинство его ровесников, хотел стать летчиком. Однако подвело зрение, и с мечтой о небе пришлось расстаться. Вот тогда-то внутренний голос подсказал: а если попытаться попасть в студию при Киевском академическом театре им. И. Франко? Виктору повезло, он поступил на курс народного артиста СССР Аркадия Гашинского.

У педагогов он не просто учился актерской профессии, а постигал главное — сцена не терпит измены, здесь возможна только полная самоотдача, в любой, даже самой крошечной роли, надо суметь создать яркий, убедительный характер.

После учебы Виктор мог бы остаться в Киеве (предложений было немало), но решил уехать в Харьков, в Украинский театр им. Т. Шевченко, где проработал без малого десять лет. Режиссеры буквально бросали его из одного жанра в другой. В актерской палитре Навроцкого уже тогда были и трагедийные, и комедийные краски. Актер успешно работал в синтетических спектаклях, где многое зависело от внешнего рисунка роли.

К началу восьмидесятых В. Навроцкий стал одним из ведущих молодых актеров Харьковского академического украинского театра. И в этот момент он резко поменял свою жизнь, уехав в Симферополь. Сначала работал в Украинском музыкально-драматическом театре. А спустя десять лет «звезда его взошла» в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького, где заблистал различными гранями незаурядный сценический дар, сочетающий романтическую патетику и глубокий психологизм.

В. Навроцкий убежден, актер обязан удивлять зрителя разнопла­новостью. Его репертуар — тому подтверждение. Зрители помнят роли Виктора в спектаклях девяностых: Бекингем в шекспировском «Ричарде III», Годунов в «Царе Федоре Иоанновиче» А. Толстого, Мэкки Мэкхит в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, граф Альмавива в «Женитьбе Фигаро» П. Бомарше, Нил в горьковских «Мещанах». Работы эти были потрясающе неожиданными, яркими, глубокими, не похожими друг на друга.

В роли Н. Букеева в спектакле «Яков Богомолов».

В роли Н. Букеева в спектакле «Яков Богомолов».

Среди созданных образов — благородные герои и отъявленные злодеи, персонажи классики и пьес современных авторов. Это Тевье в «Поминальной молитве» Г. Горина и Городничий в «Ревизоре» Н. Гоголя, Ванюшин в «Детях Ванюшина» С. Найденова и Куфисель в «Чао!» М.-Ж. Соважона, Болинброк в «Стакане воды» Э. Скриба и Иван Коломийцев в «Жене полицеймейстера» М. Горького, Крутицкий в «Такие люди нам нужны» А. Островского и Арбенин в «Маскараде» М. Лермонтова, Колыманов в «Мужчинах по выходным» В. Мережко и Кирилл в «Зойкиной конторе» В. Красногорова. В каждой из этих ролей видны яркий актерский темперамент, умение точно передать нерв характера и ситуаций.

Его герои приковывают зрительское внимание, заставляя вслушиваться в каждое слово, всматриваться в малейшее изменение мимики, ведь у Навроцкого нет ничего случайного. Играя Арбенина, он сломал стереотип восприятия этого образа как сплошь романтического. Доминантой здесь стала большая любовь к Нине, губительная для его героя. В спектакле «Такие люди нам нужны» по комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Навроцкий поразил публику уникальной способностью к трансформации. Его ретроград Крутицкий страшен и смешон одновременно. Актер потрясает невероятной пластической выразительностью и отточенной интонационной партитурой роли.

Навроцкому подвластно на сцене многое — сплав трагизма и гротеска, философичность и едкий сарказм. Одна из лучших его работ — Тевье в горинской «Поминальной молитве» — исполнена такой страстной силы, такой трагической глубины, что каждый его монолог, кажется, проникает в самую душу зрителя. Блестяще работает Навроцкий в спектакле «Дети Ванюшина». Его купец Ванюшин, думается, одна из главных удач ансамблевого спектакля. Актер ведет свою роль мощно и уверенно. В исполнении Навроцкого Александр Егорович Ванюшин — личность авторитарная, деятельная. И тем страшнее его прозрение, когда выясняется, что жизнь прожита напрасно, все, ради чего работал, к чему стремился, — зря. Актер строит характер своего героя на контрастах. Из сильного, уверенного в себе хозяина дома он превращается во внутренне сломленного, утратившего веру человека. Внешне все тот же — крепкий, еще не старый — но былой мощи уже нет: растерянный взгляд, суетливые движения, мучительный поиск выхода. И вот выход найден: жить с этими людьми он не может. Раздается финальный выстрел в саду.

Истинный адепт реалистического театра, Навроцкий и в режиссуре верен традиции психологического искусства. Ему чужды эпатаж, скандальность трактовки драматического произведения. От актеров требует искренности переживаний и призывает раскрывать авторскую идею.

В недавней премьере театра –– спектакле «Яков Богомолов» Виктор Николаевич выступил в двух ипостасях –– постановщика и исполнителя роли Никона Букеева. Как режиссер он точно уловил чеховскую интонацию этой загадочной пьесы М. Горького. Психологически глубокий, тонкий спектакль заставляет задуматься, как и для чего мы живем. И попытаться найти ответ на вопрос: почему так много говорим о необходимости преобразовать мир, но дальше разговоров дело не идет. Уверенно и четко прочерчивает Навроцкий-актер линию судьбы персонажа. Его Букеев, вальяжный селадон со следами былой красоты, буквально изнывает от безделья и ищет новых впечатлений от романа с Ольгой Борисовной. Роман не состоялся: дама предпочла другого. Но героя Навроцкого это не очень печалит. Потерпев фиаско, Букеев поспешно засобирался в Париж. Впрочем, и там он, скорее всего, заскучает.

Юбилей Виктор Николаевич встретил в работе над новым спектаклем — доброй, очень человечной комедией Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». Премьера намечена на 25 мая.

 

Людмила КАСЬЯНЕНКО.

 
Купить билет