Статья Андрея Новохатько о работе бутафорского цеха театра

Профессия — бутафор: Атмосфера папье-маше

Как удержать внимание зрителя и стать мастером на все руки — об этом и не только «Крымской газете» рассказали бутафоры Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького.
«Процесс создания таких масок – очень кропотливая работа», – говорит Любовь Курганова. 

Театральная бутафория – важная часть оформления спектакля. Это предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуры, детали архитектуры и мебели, книги, военные доспехи, оружие, деревья, кусты и многие другие предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времён и народов, определённый художественный стиль и атмосферу спектакля.

Бумажные «подделки»

Чаще всего театральную бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих бронзу, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолику, хрусталь, стекло.

Бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте (комедия масок) – отсюда и происхождение названия. В переводе с итальянского, buttafuoria означает «подделка». Предметы бутафории отличаются дешевизной, лёгкостью, прочностью. При их создании обычно отказываются от воспроизведения деталей, невидимых зрителю, потому зачастую они даже более выразительны в спектакле, чем предметы, которые изображают.

– Главное в нашей работе – иметь художественное чутьё и навыки. По большому счёту, бутафор – это бумажный художник. Фактически всё мы делаем из бумаги. И всё, что на сцене объёмное, – это наших рук дело, – рассказывает бутафор шестого разряда Елена Алексеенко.

Светлана Юрченко: «Профессия бутафора требует усидчивости». 

Созидатели

Настоящий мастер бутафории должен обладать многими навыками, не только иметь образование и опыт, но также богатую фантазию и золотые руки.

– Главное моё орудие в работе – смекалка! Главный художник при подготовке нового спектакля приносит нам свои пожелания, мысли, эскизы и чертежи, на основании которых мы строим свою работу. Мы заказываем и закупаем необходимые материалы и приступаем непосредственно к созданию предметов, – делится с нами бутафор шестого разряда Светлана Юрченко.

Также сотрудники цеха подготавливают все поверхности декораций к покраске для передачи их художникам. В итоге должна получиться вещь, которую не отличишь от настоящей. Поэтому самой лучшей благодарностью режиссёра они считают вопрос: «Вы что, это всё купили?»

– Я ещё 40 лет назад пришла в театр. Закончила наше художественное училище. Вообще, бутафор – это профессия, выпускников которой почти нет. Всего по России несколько училищ сейчас обучают художников-бутафоров. Конечно же, этого недостаточно, – объясняет художник-бутафор 1-й категории Любовь Курганова.

По её словам, особенно увлекательна эта профессия тем, что бутафоры до конца никогда не знают, что в итоге у них получится. Ещё один несомненный плюс профессии – работа никогда не повторяется.

– В конце 80-х в нашем театре была реконструкция, мастерские находились на улице Набережной, около музучилища имени Чайковского. После учёбы в художественном училище я два года работала художником-декоратором. Потом ушла из театра и вернулась почти через 10 лет на должность бутафора, – говорит Елена Алексеенко.

По её словам, бутафором может стать любой творческий человек. Навыки, приобретённые в работе, можно использовать не только в хобби – после такой «школы» человек с лёгкостью может стать декоратором, оформителем или реквизитором, который сумеет с нуля создать любую необходимую вещицу.

– Я закончила художественное училище в Севастополе по курсу «Художник-оформитель». В Симферополе работы не оказалось, художников было много. Но как-то раз проходила с подружкой мимо театра и решила зайти спросить, не нужна ли я здесь. И уже на следующий день вышла на работу – так стала бутафором Светлана Юрченко.

Подготовка реквизита к новому спектаклю занимает от месяца до двух, в зависимости от количества и сложности элементов, а также от размера сцены. Тяжелее всего работать с клеем, признаются в цеху. Применяют как обычный ПВА, клейстер, так и более специфический клей – наирит. В остальном обстановка у наших мастеров более чем приятная, что даже с других цехов приходят в гости.

Помимо создания реквизита, бутафор должен следить за тем, чтобы все предметы были в надлежащем состоянии. Ведь на репетициях или даже во время спектакля могут что-то из реквизита или мебели сломать или порвать. Так, в спектакле «Убить Герострата» актёр кидает за сцену большой кувшин, который бутафоры называют «любимым», так как чинить его приходится регулярно.

Елена Алексеенко: «Бутафором может стать любой творческий человек».

Быть или не быть

В то, что моноспектакли без декораций и реквизита на 100% заменят классический театр, бутафоры не верят. По их словам, такая игра, скорее всего, не будет восприниматься зрителем как полноценная. Только актёры самого высокого полёта могут затмить собой все декорации и удерживать внимание зрителя весь спектакль.

– Декорации необходимы для общего восприятия спектакля. Всё это помогает погрузиться  в атмосферу, – объясняет Елена Алексеенко.

Вместе с тем во многих театрах сегодня такой профессии, как бутафор или декоратор, уже нет. Декорации делаются на заказ. И только в самых сильных российских театрах остаются стабильные цеха.

Фото: Антон ВОЛК

Источник: https://gazetacrimea.ru/news/atmosfera-pape-mashe-25468
© 2000-2017 «Крымская газета»

Купить билет