С юбилеем, Сан Саныч!

Показать все

28 сентября отмечает 80-летие народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Александр Голобородько. Сказать, что наша публика любит Александра Александровича — не сказать ничего. За 16 лет работы на подмостках Русского драматического театра им. М. Горького он стал настоящим кумиром крымских поклонников искусства Мельпомены.

Его часто называют счастливчиком, баловнем судьбы. Думается, это не совсем верно. Действительно, природа щедро одарила Голобородько: прекрасные внешние данные, яркий сценический темперамент, пластичность. Но успеха он достиг благодаря безмерной преданности театру и незаурядному таланту.

 

Боярин Захарин-Юрьев в спектакле
«Царство отца и сына» (театр им. Моссовета)

А. ГолобородькоА. Голобородько

Родился Сан Саныч (именно так, любя, его называют в театре) в Днепродзержинске. С детских лет в качестве суфлёра участвовал в спектаклях драматического кружка, который организовал его отец, в школьной самодеятельности, но уже как постановщик и актёр. Впрочем, поначалу о профессиональной сцене юный Голобородько не помышлял, мечтая стать лётчиком. Не сложилось. Он поступил в Киевский театральный институт им. И. Карпенко-Карого на курс легендарного украинского актёра и педагога Марьяна Крушельницкого. Получив диплом, приехал в Симферополь, в Крымский государственный русский драматический театр им. М. Горького (тогда ещё не имевший высокого звания «академический»). В самом начале творческого пути успешно сыграл сложную роль Глумова в комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Талантливого молодого актёра заметили специалисты, публика. А дальше одна за другой последовали десятки разноплановых работ в классике и советской драматургии, в высокой трагедии и лёгкой комедии. А. Голобородько убедительно играл благородных героев и отъявленных негодяев. Но излюбленным жанром актёра в те годы была героическо-романтическая драма. Публика восхищалась его работой в спектакле «Испанцы» М. Лермонтова, где Голобородько исполнял роль благородного бунтаря Фернандо. В драме Виктора Гюго «Рюи Блаз» перед актёром стояла более сложная задача — сыграть в спектакле и благородного Рюи Блаза, и циничного прожигателя жизни дона Цезара де Базана. Эксперимент, на который пошли режиссёр Яков Бродский и Александр Голобородько, увенчался успехом и выявил многогранность дарования молодого актёра.

«Рюи Блаз» был первым спектаклем, в котором автору этих строк довелось увидеть Александра Александровича на сцене. Моя детская память не сохранила нюансы игры, да и по достоинству оценить исполнительское мастерство восьмилетнему ребёнку было сложно. И всё же имя и фамилию я запомнила. И вскоре он стал одним из самых любимых мною актёров.

«Звёздной» театральной ролью Голобородько конца шестидесятых стал неистовый Прохор Громов в «Угрюм-реке» по В. Шишкову, эту работу до сих пор вспоминают симферопольские театралы со стажем.

Сцена из спектакля «Ричард III»Сцена из спектакля «Ричард III»

В эти же годы в судьбу Александра Александровича вошёл кинематограф. В свой первый фильм «Туманность Андромеды» он попал случайно. Артист, назначенный на роль Рэна Боза, не смог приехать на съёмки в Судак. И ассистент режиссёра помчался в Симферополь искать подходящего исполнителя. Выбор остановил на А. Голобородько. Затем были роли капитана американского корабля в «Нейтральных водах» и Габриэля в «Последней реликвии», после чего к Александру Голобородько пришла всесоюзная популярность.

Когда в 1972 году главный режиссёр театра им. М. Горького А. Новиков для дебюта на симферопольской сцене выбрал трагедию А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович», все были уверены, что властный, энергичный Голобородько сыграет Бориса Годунова. Однако Анатолий Григорьевич поступил неожиданно: Александру доверили заглавную роль, и дарование талантливого актёра заблистало новыми гранями. Он играл Фёдора вопреки принятой трактовке не блаженным, а человеком чистым, волею судьбы ставшим царём. И этот удел для него неимоверно тяжёл. Стремящийся «всех согласить, всё сгладить» Фёдор-Голобородько понимал свои бессилие, невозможность честно выполнить долг перед народом и страной. Его трагедия крылась в несовместимости высоких человеческих качеств с монаршим престолом. У этого Фёдора Иоанновича были живой ум и глубокий внутренний мир. Актёр тонко передавал всю противоречивость характера героя: был добродушен, мягок, но бывал и исступлён, впадал в неистовство. Это было полное перевоплощение. Точен был внешний рисунок роли — сутулость, семенящая походка, по-детски наивный взгляд, разнообразные голосовые интонации.

Закономерно назначение А. Голобородько на роль Богачёва, прототипом которого был Николай Барышев, в первой редакции спектакля «Они были актёрами». Она стала одной из самых пронзительных сценических работ актёра. Мягкий, интеллигентный, немного стеснительный, он силён внутренней убеждённостью, ненавистью к врагам Родины. Голобородько был предельно точен в психологической обоснованности поступков своего героя.

В 1974 году репертуар Александра Александровича пополнился ещё одной знаковой ролью — Ричарда III в одноимённой хронике Вильяма Шекспира. В трактовке театра мотив физического уродства Ричарда был снят. Герой Голобородько молод и красив. Однако за привлекательной внешностью скрывалось более страшное, внутреннее, уродство — жестокость, безграничное честолюбие, насилие. Критик Ирина Давыдова отмечала: «Его Ричард в неистовой жажде самоутверждения, достигаемого насилием и убийством, на пути к короне с каждым шагом несёт всё новые моральные потери. Апофеозом кровавого пути становится сцена совета в ночь перед коронацией. Ричард исчерпал себя как человек. Всесторонне обосновывая неутомимую страсть к уничтожению всего живого, актёр показывает движение образа к внутреннему опустошению, краху». Коварство Ричарда оборачивалось трагедией для него самого.

В роли А. Блока («Версия»)В роли А. Блока («Версия»)

В галерее сыгранных Александром Александровичем ролей есть у меня одна — самая любимая. Это Александр Блок в спектакле «Версия». Пьеса А. Штейна — нехрестоматийный рассказ о судьбе гения русской поэзии Серебряного века — очень трудна постановочно. Именно эта сложность и тема «Художник и власть» увлекла режиссёра А. Новикова. Ему удалось соединить бытовое и метафизическое, действительность и творчество поэта и мир его героев. Используя сложную партитуру роли Блока, Голобородько создал многогранный образ. Он играл пронзительно искренне, с огромным внутренним темпераментом, без излишнего пафоса, подчёркивая свет души поэта. Его герой — человек с обнажённой совестью, ранимый, мятущийся, не признающий компромиссы.

«Голобородько показал нам человеческую незащищённость и художественную отзывчивость Блока, дал нам ощутить процесс рождения поэзии в душе творца… поведал о духовных терзаниях поэта в мире семейных неурядиц и житейских невзгод», — подчёркивал А. Якубовский в статье «Вчера, сегодня, завтра», опубликованной в журнале «Театр» в декабре 1976 года. Статья вышла по итогам триумфальных гастролей теат-ра им. М. Горького в Москве, после которых Александра Голобородько пригласили сразу в два столичных театра. Актёр предпочёл Малый, который в те годы возглавлял народный артист СССР Михаил Царёв, чьё творческое становление также проходило на симферопольских подмостках.

Так начался московский период в биографии актёра: десятки ярких работ на сцене Малого, а затем театра им. Моссовета, запоминающиеся образы в кино. Но связь с Крымом Александр Александрович не прерывает: приезжает на отдых с семьёй, долгие годы работает в жюри фестиваля «Боспорские агоны» и, конечно же, приходит в театр, ставший для него родным. В девяностых в качестве приглашённого мэтра Голобородько сыграл в новых сценических редакциях «Ричарда III» и «Царя Фёдора Иоанновича». Невозможно забыть овации публики, которой она приветствовала любимого актёра.

Для крымских театралов Алек-сандр Голобородько по-прежнему свой.

С юбилеем, Сан Саныч!

Людмила КАСЬЯНЕНКО

Газета «Крымские известия»,  28.09.2018

Купить билет