Рецензия на спектакль «Страсти по Торчалову»

Премьера в Русском

Новая мощная волна в Русском театре им. Горького начинает подниматься. Состоялась вторая весенняя премьера. Главный режиссер театра, Юрий Фёдоров поставил пьесу Никиты Воронова «Страсти по Торчалову» .

Пьеса «Страсти по Торчалову» была написана в 1997 г., в сложнейший период для истории России. Она поражает глубиной поставленных автором вопросов, меткостью, остроумием и тонким грустным юмором. Достоинства этого произведения в своё время привлекли внимание Льва Дурова, который первым поставил по нему спектакль в Театре на Малой Бронной. Тот спектакль до сих пор идет в театре. Сегодня интерес к пьесе возрос и наш Русский театр Горького, как и было обещано на последней пресс-конференции, – тоже влился в эту волну театральной современности. Режиссер-постановщик спектакля, заслуженный артист Украины Юрий Фёдоров привнёс в свой спектакль дополнительные краски: удивительную философичность и некую притчевость, элементы гротеска, народного простодушия и мудрости, а также ненавязчивую комедийность.

       Спектакль буквально завораживает, а мизансцены, словно мыслеформы, возникают будто ниоткуда и перетекают одна в другую естественно и в тоже время парадоксально. Наверное, это и есть высшее мастерство режиссуры, когда в спектакле нет ничего надуманного и раздражающего. Наоборот, всё органично и тщательно продуманно до мелочей, включая реквизит, детали одежды (и даже татуировку героя на спине). В спектакле есть всё необходимое высококлассному театральному произведению. Он заставляет задуматься о смысле бытия, пересмотреть свои спорные поступки и приступить к серьезным жизненным преобразованиям.

        Режиссер нестандартно определил жанр своей постановки – некомедия. «Сегодня мы живем в мире вывернутых наизнанку критериев и ценностей», – говорит Юрий Фёдоров – «Кажется, что навсегда утрачены доброта, любовь, порядочность, честность. Суетно проживаем жизнь, не желая подвергать её морально-нравственному анализу. Наш спектакль – это художественно-гипотетическая возможность задать себе много неудобных вопросов».

      Действие спектакля происходит в своеобразном чистилище – где-то между жизнью и загробным миром. Это еще не «станция», как говорят герои спектакля, это «полустанок» и для того чтобы «отправиться дальше», его обитатели должны вспомнить свой самый главный грех, совершенный при жизни. Здесь оказываются все завершившие свой жизненный путь, независимо от пола, должности и века проживания. Сюда «пребывает» и главный герой пьесы Павел Максимович Торчалов – бывший партиец, а позже – реформатор. Но классификация греха здесь неоднозначна (в чем собственно спор и причина вопросов у сторонников классической веры) – здесь грехом считается даже неубийство мерзкого человека. Ведь в Писании сказано: «Не убий!». Но в этом-то и есть интеллектуально-философская составляющая спектакля: в отсутствии указующего перста и однозначных ортодоксальных оценок. Нравственность в спектакле рассматривается не с точки зрения религии или теологии, а как высшее метафизическое содержание Человека, как альфа и омега всех наших духовных поисков, чувствований и деяний. Во время просмотра спектакля испытываешь мощный катарсис. А ведь это главное предназначение театра! Подлинное и глубокое сопереживание героям, понимание высшей гармонии мира и вселенского предназначения не покидает тебя в течении всего спектакля. Это высшая похвала режиссеру спектакля и артистам в нем занятым. Они предоставляют зрителю возможность максимально честно заглянуть в себя, дать самому себе отчет о прожитой до данного момента жизни.

      Об артистах нужно сказать отдельно. Распределение ролей не просто удачное, каждый актер предельно убедителен и точен в своем рисунке роли. Ни у кого нет этой извечной актерской фальши, неминуемых проколов и неизбежной театральной вампуки. Ролевые партитуры прописаны мастерски и филигранно. Практически у каждого персонажа в спектакле есть свой ключевой монолог и все они сделаны актерски безукоризненно, пронзительно до слез и мурашек по спине. Редко в каком спектакле можно встретить такой замечательный актерский ансамбль. Браво!

    Музыкальное решение максимально усиливает эмоциональное ощущение от сценического действия. Тут, повторюсь, всё продумано, включая сценографию (В. Новиков) и ключевые мизансцены. И конечно же уходы героев «туда» сделаны режиссерски первоклассно! (Они дважды сопровождались бурными зрительскими аплодисментами.) Спектакль смотрится на одном дыхании, а потом долго размышляешь. Такое давно забытое театральное послевкусие. «Страсти по Торчалову» – завораживающая фантасмагория, своего рода театрально-философский деликатес, многослойный по мысли настолько, что этот спектакль хочется посмотреть ещё раз. Одним словом – мощно, глубоко и очень талантливо! Это бесспорная удача театра!    

      Какова цена твоих поступков? Чего ждать после смерти? Что будет положено «там» на чашу твоих весов? По какому кругу ты проживаешь свою жизнь, и кто это решает? Почему круг для некоторых может оказаться квадратным? И как жить дальше? Вот главные вопросы, на которые хочется найти ответы при просмотре этого спектакля.

      Роли в спектакле исполняют: народные артисты Украины А. Бондаренко и В. Юрченко, заслуженные артисты Украины И. Бондзик, Л. Федорова, С. Ющук, заслуженные артисты АРК Ж. Бирюк, Э. Погосян, артисты Н. Станиславская, А. Навроцкий, А. Денисенко, А. Шарыпов, А. Клепс.

Елена Пущаева

Купить билет