Рецензия Марины Гусаровой на спектакль «Вечная любовь или Ночлег дикобразов»

Е. Сорокина и Д. Кундрюцкий тонко передают все оттенки чувств своих героев

Курортный роман длиною в жизнь

Е. Сорокина и Д. Кундрюцкий тонко передают все оттенки чувств своих героевЯлта. Гостиничный номер. Он и она. Розы и шампанское. Взятка горничной, чтобы «не заметила» ночную гостью. Именно так, как правило, начинается банальный курортный роман, оставляющий после себя легкий аромат поцелуев у моря и приятные воспоминания. Но так бывает не всегда. В новой премьере Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького — спектакле «Вечная любовь, или Ночлег дикобразов» по пьесе Александра Марданя «Лист ожиданий» мимолетная встреча героев перерастает в истинное, глубокое чувство.

Одессит Константин (Дмитрий Кундрюцкий) и москвичка Вера (Елена Сорокина), однажды закружившись в танце любви под популярную в семидесятые песню «Ах, белый теплоход», так и не смогли остановиться. Они встречаются раз в год, а потом снова с нетерпением ждут нового свидания. Но в этот короткий праздник нет-нет да и врываются будни — заботы о детях, звонки супругам, родителям. Удивительно, но факт: со временем проблемы той, параллельной, жизни каждого становятся близки и понятны и ему, и ей. Наверное, именно так — исподволь, незаметно давние любовники становятся по-настоящему близкими людьми.

Спектакль, поставленный Юрием Хаджиновым, полифоничен — он имеет несколько линий. Первая — любовь в контексте времени, истории нашей страны. Мне и моим сверстникам, родившимся при социализме, ставшим свидетелями распада великой страны, «лихих» девяностых, принесших мировые потрясения двухтысячных, эта линия очень близка. Олимпиада-80, горбачевские перестройка и гласность, бандитские разборки, челночные поездки, появление большого бизнеса — все это мы знаем не понаслышке. И тут на первое место выходят детали — подробности, костюмы, прически, мелодии, характерные фразы…

Отдадим должное создателям спектакля — даже в мелочах они не сфальшивили ни на йоту. А связующим звеном между годами, десятилетиями, странами по замыслу постановщиков становится Время — танцевальная пара Марина Захаренко—Евгений Задерко.

Вторая линия не менее важна. Случайная связь, победив время и пространство, стала вечной любовью. Отношения Веры и Константина не назовешь банальным адюльтером, это чистое чувство, в котором для страсти с годами становится все меньше места — ее постепенно заменяют родственные, почти семейные отношения. Но любви так и не суждено увенчаться браком: то влюбленные боятся ранить близких людей, то не решаются выйти из уже созданной зоны комфорта, то подросшие дети «дают прикурить»… И даже наступивший в их жизни момент истины ничего, по сути, не изменит. Как два дикобраза, они, прижимаясь, колют друг друга иголками, разрываясь между чувством и долгом, и понимают, что это — навсегда…

Оставим сюжетные перипетии — пусть зритель насладится ими сам, придя на премьеру, и обратимся к теме более важной. «Вечная любовь» показала: «школа Новикова», за которую зрители так любят Крымский академический, не ушла вместе с мэтром. Спектакль выдержан в духе лучших традиций нашего любимого театра, он очень добрый, тонкий, одухотворенный. Что касается дуэта Дмитрия Кундрюцкого и Елены Сорокиной, то непростой экзамен на творческую зрелость они выдержали на «отлично». Комедийность, лиризм, драматизм — тончайшие оттенки чувств, соединившись, сплетаются в канву сценического действа. Ни одного лишнего движения, ни тени наигранности: все органично, естественно, что называется — на одном дыхании!

И еще. Есть в «Вечной любви», кроме всепоглощающего Времени, еще один незримый герой — Крым. Именно за ту, самую первую встречу, поднимают в финале бокалы Вера и Константин, разделенные тысячами километров. Да, в жизни героев были и утонченная Юрмала, и шумный Стамбул, но родилась их любовь у нас, в Ялте, чудесном городе, где цветут магнолии, качаются на волнах белые теплоходы и завязываются самые незабываемые курортные романы…

Марина ГУСАРОВА

Фото Виталия ПАРУБОВА.

Купить билет