«Крымские известия» о спектакле «Любовь со взломом»

Показать все

ДРЕВО РАЗУМА ПРОИЗРАСТАЕТ ИЗ… ШИШЕК НА ЛБУ

С интересом увидела на афише Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького знакомое имя. Подошла поближе: да, так и есть, это он, московский драматург Валерий Иванов-Таганский. Именно его пьеса «Любовь со взломом» пополнила репертуар в конце минувшего года и, судя по всему, пришлась публике по душе.

С известным писателем, режиссёром, заслуженным артистом России, академиком Академии российской словесности я познакомилась несколько лет назад. Валерий Александрович приехал в республику после событий «Крымской весны», чтобы презентовать сборник произведений детей из разных регионов страны, включая Крым, с ласковым названием «Подсолнушек». И вот — новая встреча.

В своё время В. Иванов-Таганский окончил театральное училище им. Б. Щукина, учился в Литературном институте им. М. Горького, в течение десяти лет играл на сцене прославленного Московского театра на Таганке. Позже работал главным режиссёром академического театра им. М. Ломоносова в Алма-Ате, где поставил более десятка спектаклей.

Успешным оказалось и талантливое перо В. Иванова-Таганского. Один из его романов «Семя Отечества» заметил и высоко оценил известный российский кинорежиссёр Юрий Кара, снявший по этому произведению телесериал «Репортёры». А пьесы «Пикник под крышей», «Почём бивень мамонта?», «Барашек в бумажке», «Казус Берии» в разное время побеждали на Международном конкурсе современной драматургии «Время драмы». Авторский сборник «Любовь со взломом» — лауреат Международного литературного конкурса «Имперская культура» им. А. Володина. Четыре пьесы из него уже увидели свет рампы московских театров.

В. Иванов-ТаганскийВ. Иванов-Таганский

В Симферополе «Любовь со взломом» поставил заслуженный деятель искусств республики Юрий Хаджинов. Лейтмотивом режиссёр считает слова автора, вложенные в уста героев: «Месть — путь в никуда, на отмщении счастье не построишь».

Спектакль, решённый в жанре лирического детектива, начинается интригующе: ночью в чужую квартиру проникает вор в тёмном капюшоне. Осматривает жильё. И вдруг луч фонарика выхватывает из темноты фотографию на полке. В замешательстве звонит Шефу, капюшон соскальзывает, открывая миловидное лицо девушки. Выясняется, «на задании» она впервые и от волнения перепутала нужную квартиру генерала, где Шеф рассчитывал поживиться, со спартанским жильём популярного тележурналиста Игоря Кондратьева.

Случайная встреча двух молодых людей, которых когда-то связывало романтическое увлечение, оборачивается глубоким взаимным чувством. Оно вносит огромные перемены в их судьбы. Личные отношения развиваются в непростых обстоятельствах, сталкиваются добро и зло, подлость и благородство, понятия о ремесле и принципах профессиональной этики, страх за близких и готовность отстоять правду, защитить любимых.

По замыслу автора, центром притяжения пьесы являются главные герои — он и она. Посредством их диалогов зрители должны были узнать обо всех драматических коллизиях, складывающихся вокруг и внутри их жизни. Однако режиссёр-постановщик решился на творческий эксперимент, позволивший расширить рамки пьесы, ввёл в неё новых персонажей, «взявших на себя» часть диалогов главных героев. Грозный Шеф (артист Владимир Меньшиков), представитель криминального мира, душевная родственница Тамара (заслуженная артистка Украины Валерия Милиенко), подруга героини Дина (артистка Яна Мармиль). Художница Л. Ю. (заслуженная артистка РФ Светлана Калганова), попавшая в кабалу махинаций с картинами, но нашедшая силы обличить преступные дела, проходившие под покровительством губернатора Победина.

Большие симпатии зала вызывают молодые, обаятельные главные герои. Александр Денисенко сыграл популярного «телегения» Игоря Кондратьева. Строгий рисунок игры особенно проявляется в переломные моменты выбора между ремеслом «маленького винтика» и честью профессионального журналиста. Органично, естественно выглядит и Аня, роль которой исполняет актриса Юлия Островская. Ей удаётся передать материнскую тревогу за сына и любовь к Игорю Кондратьеву, желание добиться справедливости.

Главные герои спектакля: Игорь (А. Денисенко) и Аня (Ю. Островская)
Главные герои спектакля: Игорь (А. Денисенко) и Аня (Ю. Островская)
Драматург очень доброжелательно оценил творческие находки постановочного коллектива. После спектакля Валерий Иванов-Таганский согласился ответить на несколько моих вопросов.

— Валерий Александрович, какие основные акценты вы хотели расставить в своей пьесе?

— Прежде всего хочу поблагодарить Министерство культуры республики, руководство Крымского академического русского драмтеатра имени Горького, режиссёра Юрия Хаджинова за выбор для постановки «Любви со взломом». Будь моя воля, к десяти евангельским заповедям добавил бы ещё одну: «Будь благодарен!». Великая французская певица Эдит Пиаф в одной из песен утверждает: «Любовь побеждает всё». Вот и в пьесе вспыхнувшие чувства преображают героев. Он теперь не будет телекомментатором-холуём, обслуживающим власть, а  она  станет мудрее, понимая, что ту же власть не обязательно свергать на пути её затянувшегося  совершенствования.

— Как родился замысел произведения? В его основе лежат подлинные факты или это результат авторских обобщений, наблюдений за жизнью в целом?

— Я не умею писать, отталкиваясь только от фантазии. К сожалению, наше серое вещество сегодня способно только на фантазии о светлом будущем. Когда изучил материалы о попавших в буквальном смысле слова в кабалу талантливых художниках, сердце загорелось от возмущения. Появился мотив, а дальше всё решает талант, который в переводе значится как ремесло.

— Что считается главным в характере вашего героя Игоря Кондратьева?

— В нём возродилось, к счастью, не утраченное в изнурительной борьбе за честь качество — мужество. И ещё. Игорь Кондратьев долгие годы не «кубышку» наполнял, а свой «котелок», поэтому возвращение Ани и любовь к ней открывают в нём то, чего не хватало: объёмного и ответственного мужского начала. Оно даёт не только силу жить, мыслить, но и  не делать ошибок в будущем, ибо «древо разума произрастает из… шишек на лбу».

Возвращаясь к спектаклю, отмечу, в динамично развивающемся сюжете импонирует музыкальное сопровождение: оно подчеркивает романтическое настроение героев, усиливает интригу детективных моментов. Детали интерьера Камерной сцены (художник-постановщик Кирилл Ерёмин) сведены к минимуму, поэтому не отвлекают, и всё внимание направлено на развитие сюжетной линии.

Елена ОСМИНКИНА,
член Союза писателей России

Яндекс.Метрика
Купить билет