ЭПИЧНОСТЬ ЕГО РОЛЕЙ

Показать все

В нынешнем году исполнилось сто лет со дня рождения народного артиста РСФСР Германа Апитина, чья творческая биография началась и завершилась в Симферополе, на подмостках Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького.

Каждый раз, когда доводилось видеть на сцене Германа Петровича, на ум приходил персонаж, созданный гением Островского, — актёр Несчастливцев. В моём представлении герой комедии «Лес» должен был выглядеть именно как Апитин — высокий, статный, с необыкновенной красоты голосом и мощным темпераментом. Подлинный актёр-трагик, исколесивший всю нашу необъятную страну от Крыма до Владивостока.

Жизнь Германа Петровича была богата яркими событиями. Родился 7 ноября 1919 года. Окончил Школу-студию при Ярославском театре им. Ф. Волкова и в 1939 году дебютировал в профессии на сцене этого прославленного коллектива. Природа щедро одарила Апитина прекрасными внешними данными, талантом и большим трудолюбием. Уже будучи известным актёром, Герман Петрович рассказывал молодым коллегам, как занимался постановкой голоса: «Уходил в лес, набирал в рот камешки и кричал что есть мочи…». Упражнения принесли пользу, голос у Апитина был роскошный. Работал в Ярославском театре всего год — в 1940-м он был призван в армию. Когда началась Великая Отечественная, Апитин служил в Черновцах командиром 76-мм орудия. Вскоре стал командиром взвода разведки, взял в плен 10 «языков». Неоднократно ранен. Награждён 14 боевыми орденами и медалями. Войну закончил в Берлине, расписался на рейхстаге.

Г. Апитин

После Победы Герман Петрович демобилизовался и приехал в Симферополь, где стал артистом Крымского драмтеатра им. М. Горького. Талантливого молодого актёра сразу активно заняли в репертуаре. Несмотря на отсутствие сценического опыта, Апитин отлично справлялся с центральными ролями как в современной, так и в классической драматургии. Публике полюбились его Клавдио в «Много шума из ничего» В. Шекспира и Валерио в «Венецианской вдове» Лопе де Вега. Но сидеть на одном месте, даже если карьера складывалась успешно, было не в характере Апитина.

В 1947 году он уехал из Крыма, и завертелся калейдоскоп городов и театров — Свердловск, Саратов, Владивосток, Пенза, Краснодар. В тридцать шесть лет он стал заслуженным, а в пятьдесят шесть — народным артистом РСФСР.

Портрет Апитина-актёра надо писать крупными мазками и яркими красками. Он был по-настоящему театрален в лучшем смысле этого слова. Любил и ценил в роли внешнюю форму, но никогда она не превалировала у него над правдой человеческих переживаний. Сотни сыгранных ролей, чаще центральных, и неизменно ярко, мощно, убедительно. Если определить одним словом особенности актёрского почерка Апитина, то это — эпичность.

Саратовским театралам он запомнился образом Антония в шекспировской трагедии «Антоний и Клеопатра» (играл её в очередь с кумиром публики Г. Сальниковым).

Во время службы в Свердловском драматическом театре Герман Петрович сыграл одну из самых значительных ролей своего репертуара — пушкинского Бориса Годунова. И предстал в этой работе истинным представителем русской классической трагедии на подмостках. Исполнение Апитиным роли Годунова стало сенсацией московских гастролей Свердловского театра в 1974 году.

Краснодарский период творчества также отмечен огромнейшей удачей, на сей раз — Отелло в шекспировской трагедии. Романтическая приподнятость, укрупнённость решения роли сочетались у актёра с тонкой психологической нюансировкой. Публику покоряли страстность и глубина чувств Отелло-Апитина.

Спектакль «Последние»: Коломийцев — Г. Апитин, Пётр — А. Ганноченко

Невзирая на успешную работу в Краснодарском театре драмы и безусловный успех у зрителей, Герман Петрович принял приглашение А. Новикова и в 1979 году стал актёром Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького. Спустя тридцать лет он вернулся на подмостки, где три десятилетия назад проходило его актёрское становление.

Первой работой Апитина стала роль Ивана Коломийцева в обновлённой версии спектакля «Последние», в ней режиссёр Новиков ещё больше заострил идейную сущность горьковской драмы, показав, что судьба каждого персонажа осознаётся как закономерная расплата за никчемно прожитую жизнь. Апитин играл своего героя самодуром, которому наплевать на нравственные законы, он живёт так, как нравится ему. Не понимая, что час расплаты уже пробил.

Судьба следующей работы Германа Петровича — Судаков в «Гнезде глухаря» В. Розова — поистине драматична. Спектакль, ставший событием в театральной жизни конца 70-х, оказался слишком острым для того времени и после нескольких показов был снят с репертуара. В исполнении Апитина советский чиновник Судаков вырастал до уровня трагической фигуры. Он вызывал у публики бурю эмоций: от резкого неприятия до сочувствия.

Вскоре репертуар актёра пополнился рядом ролей в современной драматургии, среди которых хочется выделить Дим-Димыча в спектакле «Без права на смерть» Г. Северского, О. Соболева. Постановка рассказывала о героизме крымских партизан в годы Великой Отечественной войны. Известный театровед Николай Эльяш в рецензии на спектакль отмечал: «Хорош Дим-Димыч. Г. Апитин играет его сдержанным, мудрым, внутренне решительным человеком».

 

Кадр из фильма «Битва за Берлин»

Убедителен был актёр и в роли Макферсона в «Русском вопросе» К. Симонова, и в образе Октавио в «Дурочке» Лопе де Вега. Но наиболее яркой была роль, ставшая завершающей в творческой биографии Апитина. Это Ляпкин-Тяпкин в гоголевском «Ревизоре». Согласно режиссёрскому замыслу Новикова, центром спектакля были Городничий и чиновники, среди которых выделялся Ляпкин-Тяпкин. Судья уездного города в исполнении Апитина был по-настоящему монументален. Уверенный в себе и своём праве на беззаконие, он не очень-то боялся столичного ревизора. Подумаешь, и не из таких переделок выкручивались! Рядом с Ляпкиным-Тяпкиным Городничему нелегко, слишком уж внушителен и авторитарен этот чиновник. Впрочем, и его бес попутал — не разглядел истинное лицо Хлестакова.

Довелось Герману Петровичу оставить след и в кино. В фильме «Битва за Берлин» из знаменитой эпопеи «Освобождение» он сыграл советского офицера.

Близкий друг Апитина Георгий Леонович Мелконов, работавший в начале восьмидесятых директором-распорядителем театра им. М. Горького, говорил: «Это был не просто человек — человечище!».

Актёр Юрий Лошадкин-Шрадер, в начале восьмидесятых игравший с Апитиным в одних спектаклях, вспоминает: «Это был актёр настоящей русской классической школы. Возможно, он был сложен для режиссёров, они подчас не дотягивались до его уровня. На сцене ему необходимо было найти глаза партнёра, иначе он не мог вести сцену… В нём было железное чувство ритма, перед ключевыми сценами он делал паузы, понижал голос и… выстреливал главную мысль».

Автору этих строк Герман Петрович запомнился не только как прекрасный актёр, но и скромный, мягкий человек с отличным чувством юмора. К коллегам, независимо от возраста, он относился с уважением, очень доброжелательно.

В 1985 году Г. Апитин покинул театр, уйдя на пенсию. Жил в Симферополе очень скромно, общаясь с немногочисленными друзьями и рыбками гуппи, каждой из которых он давал имена (аквариум был страстным увлечением актёра). 3 сентября 1992 года Германа Петровича не стало.

Спустя одиннадцать лет, в 2003 году, Крымское отделение НСТДУ учредило театральную премию имени Г. Апитина, которой за десять лет её существования были удостоены многие лучшие актёры, режиссёры Крыма. Счастлива, что довелось стать первым лауреатом этой премии в номинации «За лучшую публикацию о театре».

Людмила КАСЬЯНЕНКО

«Крымские известия»

20.12.2019

http://new.crimiz.ru/rubriki/102-lyudi-i-sudby/11994-epichnost-ego-rolej

Яндекс.Метрика
Купить билет