Будучи многоликим, сохранил лицо

Показать все

Актёру, режиссёру, художнику Юрию Фёдорову — 60!

Он коренной крымчанин, почти всю жизнь прожил в Симферополе, разве что с перерывами на армейскую службу, студенчество в театральном отделении Воронежского ГИС, недолгую работу актёром в театрах Тулы и Брянска. А затем — учёбу на режиссёрском факультете самого престижного в СССР вуза, училища им. Б. Щукина при Московском театре им. Е. Вахтангова. Обучение в «Лаборатории молодых режиссёров и сценографов» при СТД СССР уже проходило в Симферополе, параллельно с занятостью на сцене городских театров.

Ю. ФёдоровЮ. ФёдоровВ театре им. М. Горького состоялась и первая его постановка — спектакль «Банкет» по пьесе В. Мережко 1994 г. Но до этого было пять лет работы на этой сцене в качестве актёра. Дебютом сценографа и художника по костюмам стала «Женитьба»; замечательная актёрская работа в этом спектакле, неугомонный Кочкарёв, запомнились многим на долгие годы. А всего на сцене Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького сыграно свыше полусотни ролей. Обо всех сказать невозможно, но не вспомнить хотя бы некоторые нельзя. Как не упомянуть гибкого, подвижного, с лёгкой ноткой позёрства красавца-героя в спектаклях 80—90-х годов («Урок мужьям», «Красавец-муж-чина», «Утешитель вдов») или Фабрицио в «Трактирщице» — и персонажа совершенно иного плана, полицейского сержанта Троттера в «Мышеловке» А. Кристи или страстного юного Санина в первой постановке «Вешних вод». Не случайно в конце 90-х Ю. Фёдорову присвоено звание «Заслуженный артист Украины» — реальное признание таланта и мастерства. И современные зрители могут посмотреть на него, менее пластичного, но углублённого многолетним служением сцене в спектаклях действующего репертуара. Например, в роли беспринципного Ричарда Уилли в «№ 13», ироничного и эмоционального Мужа в «Пизанской башне», немолодого Дмитрия Санина в новой постановке «Вешних вод», или же отвратительно-убедительного Бибикова в «Номере с фруктами», или в актёрски весьма сложном, многоплановом образе Стилиано в «Моей семье».

А в качестве режиссёра-постановщика только на сцене театра им. Горького создано 39 спектаклей, самыми значительными из которых, помимо вышеназванных, стали «Страсти по Торчалову» и, несомненно, «Васса Железнова».

«Некомедия» Никиты Воронова «Страсти по Торчалову» допускала несколько трактовок: мистика или аллегория? Эзотерика или фантасмагория с инфернальными мотивами? Или всё происходящее — инсценировка предынфарктного бреда Торчалова, с вплетением элементов объективной реальности? Но Ю. Фёдоров точно выдержал баланс, не настаивая ни на одном варианте трактовок, и тем самым углубил и усилил воздействие пьесы. Постановка же «Вассы Железновой», последней авторской редакции пьесы Максима Горького, глубоко прочувствованной и осмысленной Ю. Фёдоровым, ещё, полагаю, приобретёт всероссийскую известность.

Юбиляру выпала удача играть Санина и в молодости, и в зрелости Юбиляру выпала удача играть Санина и в молодости, и в зрелости Нельзя не вспомнить и постановки в Академическом музыкальном театре, например трагикомедии с немалым привкусом абсурда, до сих пор остающиеся в репертуаре: «Любовь и сардины» и «Американская комедия» («Не пришить ли старушку»).

Сам Ю. Фёдоров, вспоминая шестилетие в должности главного режиссёра музыкального театра (2009—2015), говорит о совершенно уникальном опыте — работы с труппой вокалистов и танцоров, при общей ориентировке театра на мюзиклы, оперетты, балет. Но актёры там — настоящие профессионалы, с ними были успешно поставлены, помимо драматических спектаклей, и мюзиклы (« Verona… Заложники любви»), и музыкальные сказки («Волшебство против дракона» — кстати, Фёдоров лично написал тексты песен), и шоу-программы: всего 17 работ.

Накопленным творческим опытом, знаниями и мастерством он щедро делится, обучая юных актёров и режиссёров. Полтора десятилетия преподавал в Школе-студии при театре им. Горького, был художественным руководителем актёрского курса. Сейчас ведёт профильную магистратуру в КУКИиТ. О результатах его работы можно судить не только по количеству и качеству выпускников, работающих на сценах крымских профессиональных театров (перечислять нет нужды, почти всё молодое поколение актёров), но и по их карьере далеко от Крыма. Только из последнего выпуска Школы-студии при театре им. Горького четверо уже играют в передовых московских театрах, в частности, у Р. Виктюка и в Театре на Юго-Западе.

Не следует забывать ещё об одной театральной «ипостаси» Ю. Фёдорова — работе театральным художником (сценограф, художник-постановщик, художник по костюмам). Началось это в конце восьмидесятых, реализовалось в первых самостоятельных постановках на сцене театра им. Горького в начале девяностых — «Банкет», «Игра воображения», «Как управлять женой», «Любовь до гроба», успешно продолжается доныне — 37 постановок на сценах трёх театров. Результаты во все годы сильно зависели от размеров и формы сцен и возможностей бюджета. Он не чурался и вертикали: осваивал второй, третий, иногда и четвёртый этажи. Некоторые его решения запоминаются не только образностью, но и изобретательностью использования пространства.

Сценографические достижения невозможны без художественного дарования. Начинал Ю. Фёдоров писать маслом ещё во время срочной службы в армии, был замечен и отмечен как интересный художник-станковист, а затем «выбираем самый трудный путь», по его выражению, — обратился к акварели. С успехом прошло уже 13 персональных выставок; в ближайшее время откроется 14-я — «Крым романтический», в верхнем фойе театра им. Горького. В Крыму акварелистов и мастеров пастели, достигших высокого уровня в этом труднейшем жанре, не так много. Станковистов — больше. Сказать, что Юрий Валентинович лучший — нельзя, но в «первую пятёрку» его зачислю смело.

В день открытия персональной выставки акварелей в Крымском научном центре КФУ им. В. Вернадского Ю. Фёдоров презентует свою монографиюВ день открытия персональной выставки акварелей в Крымском научном центре КФУ им. В. Вернадского Ю. Фёдоров презентует свою монографиюВпрочем, достижения в театре и на мольберте — важная, зримая, но лишь часть его духовной жизни. Ещё одна — большая научная работа. Первая книга, написанная на основе успешно защищённой кандидатской диссертации, — «Зло в мировой культуре ХХ столетия» — вышла в 2004 г. и сразу привлекла внимание научной общественности. Вскоре автора избрали академиком Международной академии экономических и социальных наук (Италия). Академиком Крымской академии наук он стал десятилетием позже, в 2016 году, когда свет увидели ещё две серьёзные работы: книги «Феномен вырождения» (2012) и «У последней черты» (2014). Готова к защите и докторская диссертация.

Попытки осмысления реалий времени предпринимаются не только в научной, но и художественной форме. Итогом этих попыток стал многоплановый роман «Нереальная реальность, или Рождённые заново» (2009), сразу же ставший библиографической редкостью. И основанием для принятия автора в Межнациональный союз писателей Крыма.

Актёрское мастерство и хорошие внешние данные Ю. Фёдорова не могли не привлечь внимания режиссёров кино и телевидения. Его фильмография заслуживает внимания и уважения. В ней нет ролей первого плана — при нынешней опоре на «раскрученных звёзд» это и неудивительно — но уместные и точные штрихи в весьма разноплановые роли Юрий Валентинович внёс. Вспомним господина Крюкова, владельца супермаркетов из сериала «Мой единственный грех» — и сравним с «генералом ФСБ» из сериала «Хозяйка тайги-2». Или главврача госпиталя из «Сезона любви» — и элегантного сомелье из «Трёх королев». А всего — более полутора десятков работ.

И ещё — деятельность в Общественной палате РК, менеджмент на высоком уровне, что совершенно необходимо и для руководителя учебного процесса в вузах, и ещё больше — для работы главным режиссёром, и, конечно же, забота о семье, детях…

Список достижений восхищает — но и удивляет одновременно. Непривычно как-то, что один человек вышел на реально высокий уровень во многих направлениях, причём некоторые из них считаются мало совместимыми. Да, часто говорят, талантливый человек талантлив во всём. Но под этим «всем» подразумевают два-три направления, причём вторые-третьи обычно на любительском уровне. А здесь всё достигнуто на поистине высоком уровне, вызывает размышления и чувства, желание обсуждать, спорить…

Не надо подводить итоги. Рано. В каждой из сфер приложения таланта Фёдоров продолжает творить, выдумывать, пробовать и наверняка ещё не раз удивит.

Юрий ВОЛЫНСКИЙ

Яндекс.Метрика
Купить билет