Отзыв о спектакле «Дракон»

Показать все

«Не бывает людей чёрненьких и беленьких — все пёстренькие», — утверждал Максим Горький и также был абсолютно прав.

Оба автора говорили об одном и том же, но разными словами. Оба автора поднимали одни и те же вопросы, но писали на разных языках.
Каждого из них волновала суть человеческой природы и механизм тех процессов, которые происходят внутри человека.

Волновали эти внутренние процессы, происходящие в человеке, и Евгения Шварца, который был уверен, что в каждом человеке спит самый настоящий дракон, и, если его разбудить, он легко сможет уничтожить человеческую душу, лишив человека наполненности и содержания, сделав его жизнь пустой, неинтересной и скучной.
Дракон — это и наши страхи, и наши слабости, и наши комплексы, и наша несвобода.
Дракон пожирает нас изнутри, день за днём методично калечит наши души и выпивает жизненную энергию. Проще говоря, силу.
Наши страхи и наши слабости питают Дракона.
Наши комплексы и наша несвобода делают Его сильнее. Он легко может одержать победу не только над каждым отдельным человеком, живущем на этой грешной земле, но и над всем человечеством в целом.
Это действительно страшно.

«Дракон».
Трагикомедия в двух действиях.
Именно с этого яркого и интересного спектакля начались гастроли Крымского академического русского драматического театра имени Горького в нашем городе.

Перед зрителями — жители небольшого городка, где власть в течение уже довольно-таки долгого времени принадлежит дракону-узурпатору, который на самом деле оказывается вовсе не таким уж и страшным.
Гораздо страшнее та молва, которая идёт про него. Как известно, «у страха глаза велики»! Этот страх горожан и позволил Дракону завладеть их душами и сделать их такими существами, которые фактически потеряли свои человеческие лица.

Все жители города со своими маленькими странностями — так называемыми «чудинками» — этакие типичные городские сумасшедшие. У каждого из них свои «тараканы», свои желания и свои слабости.

Они носят яркие цветные кеды на ногах и различные маски на лицах.

Очаровательный Кот с красной бабочкой на голой шее, в элегантном чёрным цилиндре и с роскошными усами окажется не таким уж и очаровательным.
Не таким уж сумасшедшим окажется и Бургомистр, который только прикидывается душевнобольным по какой-то одному ему известной причине. Не таким уж безобидным будет на самом деле его сын Генрих, который в начале спектакля покажется зрителям жалким и ничтожным пьянчужкой.
Не такой уж утонченной и беспомощной окажется дочь архивариуса Эльза, за свободу которой будет бороться с Драконом странствующий рыцарь Ланцелот.
Не таким уж простаком и наивным романтиком, ценящим красоту и цветы, окажется Палач.
И не таким уж божьим одуванчиком окажется его Мама…

Люди — не то, чем они кажутся.
Они скрывают свою сущность за различными личинами, прячут своё настоящее лицо за масками, пытаясь казаться лучше, чем они есть на самом деле…

Марта, подруга Эльзы, родившая сына от великана, так старается устроить свою личную жизнь, что с огромным энтузиазмом представляет своего отпрыска сначала Ланцелоту, затем Дракону, а потом и самому Бургомистру, учитывая то, на чьей стороне сила.
Она легко может изменить свои взгляды и позиции, предварительно здраво оценив обстановку и решив, кто в тот или иной момент занимает более выгодную позицию, кто может выступить в роли мецената и протеже для неё и её малыша!
Но и она окажется далеко не тем, кем хочет казаться. Это не любящая мать, которая думает о будущем своего ребёнка, это молодая неудовлетворённая женщина, мечтающая прежде всего утолить свою собственную похоть, причём абсолютно не важно с кем, лишь бы у него были власть и деньги.
В каждом её движении и в каждой её фразе есть что-то пошлое и вульгарное. Она словно поставила перед собой цель — найти богатого мецената и покровителя, у которого есть то, что даёт силы и уверенность в себе — власть, и кто вызывает трепет и страх у всех остальных горожан…

Спектакль, безусловно, сделан со вкусом и получился интересным и не скучным.
Зрители, пришедшие отдохнуть и развлечься, смогут насладиться яркими красками и броской картинкой.
Те же, кто пришёл увидеть «философию» Шварца, при внимательном просмотре сможет легко её увидеть, наблюдая за так называемыми мелочами и деталями.

Хочется сказать несколько слов и о живой музыке, которая становится некой фишкой спектакля.

Джаз-бэнд, исполняющий на сцене незатейливые немецкие песенки начала сороковых годов, являющиеся недвусмысленными аллюзиями на реальность того времени, создаёт особую атмосферу и придаёт спектаклю особый колорит.

Довольно необычно и пронзительно прозвучал финал.

Ланцелот, одержавший бесспорную победу над Драконом-узурпатором, незаметно для себя самого пробуждает своего внутреннего Дракона.
Создаётся тягостное ощущение, что добру нет места в этом проклятом городе, где люди потеряли свои души а вместе с ними и способность по-настоящему любить. Хладнокровная красавица Эльза, которую мечтал спасти и освободить Ланцелот, убивает его острым ножом, вонзив его ему прямо в сердце…

Но это ещё не финал…

Все жители города вдруг внезапно осознают Дракона внутри себя и превращаются в некое подобие зомби…

Выхода нет…
В этой сказке Шварца «добро» не побеждает…

Этот трагический финал кажется таким внезапным и таким неожиданным, что после окончания спектакля не сразу приходишь в себя, и даже уже покинув пространство Театра, продолжаешь размышлять над сутью человеческой природы и тех механических процессах, которые продолжают происходить внутри человека…

 

Igor Sidorov

 

Яндекс.Метрика
Купить билет