«ДРАКОН»: СЕКРЕТ ЕГО БЕССМЕРТИЯ 

Показать все

Газета «Крымские известия», 19 июля 2019 года.
…Вечер. Полутёмный бар «У кота». Молодой человек в шляпе и клетчатой рубашке напевает немецкую песенку под аккомпанемент джаз-бэнда. Входит незнакомец — высокий, темноволосый. Он пришёл сюда не просто провести вечер, пропустив рюмочку-другую. Он прибыл с миссией — освободить город, убив ненавистного Дракона, четыреста лет властвующего над его жителями. Вот только рады ли горожане незваному гостю по имени Ланцелот?
Эта премьера в Крымском академическом русском драматическом театре им. М. Горького — из разряда долгожданных и знаковых. Пьеса Евгения Шварца «Дракон» — из тех, о которых спорят до хрипоты, которые будоражат сознание и заставляют с опаской заглядывать в самые потаённые уголки души. Такие пьесы существуют вне времени и пространства, их персонажей легко отыскать в любой стране и в любой эпохе. Именно поэтому они всегда интересны. Трагикомедия «Дракон», долго вынашиваемое детище режиссёра-постановщика Владимира Магара, художника-постановщика Бориса Бланка и всего творческого коллектива, наконец, предстала перед зрителем.
Изломанная графика декораций, намазанные белилами лица — кажется, что мы попали в театр абсурда, некое кабаре, где кипят искусственные страсти. Однако разворачивающееся под аккомпанемент джаза действо при всей своей гротескности пугающе реально. Потому что в каждом персонаже мы видим своё внутреннее «я», от которого хочется содрогнуться.
«Мириться лучше со знакомым злом, чем сердцем к незнакомому стремиться» — эти строки Шекспира стали жизненным кредо практически всех горожан. Последний рыцарь был испепелён драконом лет двести назад — что ж, придётся жить бок о бок с отвратительным чудовищем, каждый год утаскивающим в свою пещеру очередную юную девицу, которую ждёт мучительная смерть «от отвращения». Чтобы люди окончательно не сошли с ума, на помощь им приходит «стокгольмский синдром» — жертвы начинают любить своего мучителя. Чудушка-юдушка, душечка-цыпочка, летун-хлопотун — милые прозвища расцвечивают безысходность как павлиньи перья, которыми обыватели пытаются украсить чешуйчатый драконий хвост. Летающий монстр становится чем-то близким и даже милым, без чего жизнь свою уже не представляешь. А что девушек уводит, так у каждого, как говорится, свои недостатки. Зато как спокойно под драконьим крылом!
Именно поэтому взявшийся невесть откуда рыцарь вызывает у обитателей города скорее раздражение, чем надежду на избавление от огнедышащей гадины, — разбудит надежду, раздразнит, а в итоге превратится в кучку пепла — и поминай как звали! Дракон-то и осерчать может — а ведь как мило порой заходил в бар в людском обличье отобедать по-простому, пропустить рюмочку-другую с народом! Улыбался криво, но улыбался же! А как мило обращался к будущей жертве: «Эльза, дай лапку!». Ну как против такого плести интриги?
Душа почти каждого героя спектакля — сплошные потёмки. Угодливо раскланивающийся Бургомистр (Сергей Ющук) и его сынок Генрих (Алексей Кубин) — как говорится, яблоко от яблони. Несчастный архивариус Шарлемань (Владимир Крючков) и его дочь Эльза (Кристина Овчаренко), которая упорно гонит от себя мысли о неизбежном. Её подруга Марта (Валентина Шляхова), демонстрирующая всем и каждому «способности» своего недалёкого сынка (Александр Чернышёв). Кот (Александр Денисенко), которого все считают кошкой и ждут от него котят. Косноязычный начальник тюрьмы (Игорь Кашин). Наконец, персонажи, которых нет у Шварца, — жизнерадостный Палач (Дмитрий Кундрюцкий), любовно и даже гуманно рубящий головы осуждённым, и его Мама (Людмила Могилёва), с такой же исступлённой любовью плетущая веночки на их могилы и угодливо раздающая платочки для прошенной и для непрошенной слезы. Все эти персонажи фантастичны и одновременно пугающе реальны. Более того — присмотревшись, мы узнаём в них… самих себя. Готовых мириться с несправедливостью ради призрачного спокойствия. Не желающих замечать очевидного. Боящихся перемен больше, чем многолетней серой рутины. Именно из-за нас убитый Ланцелотом (Дмитрий Ерёменко) Дракон (Анатолий Бондаренко) в итоге оживает, признавшись со сцены: я бессмертен, потому что я — в каждом из вас!
Откровением спектакля стали для зрителя не только экскурс в самопознание, но и актёрские работы. Несомненно украсил сценическое действо яркий тандем Дмитрия Кундрюцкого и Людмилы Могилёвой. Великолепен Сергей Ющук, показавший трансформацию своего героя от лизоблюда-бургомистра до нового Дракона. А вот Ланцелот Дмитрия Ерёменко стоит как бы особняком: чистый душой и помыслами благородный рыцарь побеждает огнедышащего монстра, но он не в силах победить всех, в ком живёт Дракон, в том числе и себя — и в этом его трагедия. Безоговорочные плюсы премьеры — яркое, «говорящее» оформление сцены; музыка, пение и танец, ставшие не просто фоном действа, а его важной смысловой частью; пронзительно лиричная сцена прощания Эльзы и Ланцелота; трагическая «точка» в финале.
Что же насчёт исторических аналогий, то о них можно говорить бесконечно. Озвучить ставшее уже классикой суждение о Драконе как воплощении фашизма и диктатуры, смело провести параллели с современностью. Но суть спектакля всё же не в этом. А в том, что, переживая происходящее на сцене, каждый из нас получает уникальную возможность встретиться лицом к лицу с собственным Драконом, вступить с ним в бой — и победить.

Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА

Яндекс.Метрика
Купить билет